Закрыть ... [X]

Конкурсы с профориентационным

Турнир знатоков профессий

методическая разработка профориентационной игры

Выполнила:

Стяжкина Олеся Сергеевна, педагог-психолог, МБОУ СОШ №19, г. Междуреченска.

Междуреченск

2014

Содержание

Введение………………………………………………………………….... 3

Ход игры "Турнир знатоков профессий".......………………………….... 5

Заключение………………………………………………………………... 9

Список литературы………………………………………………………... 10

Приложение 1……………………………………………………………….11

Приложение 2…………………………………………………………….…15

Введение

Старший подростковый возраст и раннее юношество — это нелегкий переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего, с трудностями роста — с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного, творческого потенциала. Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном — каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле — ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Большую помощь старшеклассникам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать внеклассная профориентационная работа: игры, упражнения, конкурсы и т.д.

Цель: активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся

Задачи:

1. Развитие познавательного интереса, мотивов саморазвития и личностного роста

2. Формирование актуального для подростков «информационного поля» об условиях выбора профессии

3. Расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий, расширение кругозора

Материалы и оборудование: игровое поле, рулетка (или юла), секундомер, гонг, конверты с вопросами, реквизит для представления вопросов, музыка, табло результатов, грамоты.

Время проведения: 2-2,5 часа

Категория участников: учащиеся 9-11 классов

Этапы профориентационной игры

1. Подготовка к игре.

2. Правила игры.

3. Порядок проведения игры.

4. Подведение итогов.

Ход профориентационной игры "Турнир знатоков профессий"

1. Подготовка к игре.

На этом этапе активно работают и учащиеся, и организаторы. В школах формируются команды из числа заинтересованных и эрудированных ребят. Организаторы игры проводят с участниками несколько консультаций, где рассказывают об особенностях игры, о том, как конструировать вопросы. Главная задача школьников на подготовительном этапе — разработка вопросов с профориентационным содержанием. Готовя вопросы, они знакомятся с многообразием мира профессий, историей их возникновения, содержанием, условиями труда, с требованиями, предъявляемыми к человеку. Ребята обращаются к специальной литературе, встречаются и общаются со специалистами. Таким образом, они получают и усваивают знания о мире профессий и о конкретных профессиях, расширяют свой кругозор. Процесс подготовки вопросов служит своеобразной разминкой, настраивает участников на игру. Мы считаем, что самостоятельная подготовка вопросов ребятами — это принципиально важный момент всей игры. Поэтому крайне нежелательно выставлять на игру вопросы, подготовленные не участниками команд, а ее организаторами. Для участия в игре каждая команда должна подготовить по 6 вопросов о профессиях. Это могут быть вопросы об истории или перспективах развития профессии; о содержании или орудиях труда; о требованиях, которые предъявляются профессией человеку; об известных людях, достигших в своей профессии высоких или необычных результатов.

Главные требования к вопросам:

1. Вопрос должен касаться содержания профессии или специальности.

2. Необычность и красочность формы представления вопроса.

3. Четкий, строгий, однозначный ответ (при необходимости —со ссылкой на литературный источник).

Организаторы на подготовительном этапе ведут переговоры с командами, оказывают им консультативную помощь, контролируют готовность, готовят и оформляют помещение.

Заранее необходимо продумать призы и награды победителям. Лучше всего, если призы будут смешными, тогда проигравшим будет не так обидно — смех компенсирует разочарование от проигрыша.

2. Правила игры.

1. В игре могут принимать участие одновременно две, три или четыре команды. Это могут быть команды классов, школ или районов города. Игра рассчитана на учащихся 9—11 классов. Состав команды 4—6 человек.

2. Игра начинается с представления команд. Очередность представления определяется жеребьевкой.

3. Каждая команда выставляет на игру по 6 своих вопросов и отвечает на 6 вопросов соперников. Вопросы до начала игры передаются организаторам.

4. Если команда не дает правильного ответа, то на вопрос могут отвечать болельщики. Это правило дает возможность активизировать всю аудиторию и включить ее в игру. По решению жюри команде, болельщики которой дали правильный ответ, могут начисляться дополнительные баллы.

5. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Создать атмосферу игры и сохранить ее в течение всего мероприятия — важнейшая задача ведущего. Для этого он должен заранее тщательно познакомиться со всеми вынесенными на игру вопросами, с командами участников.

3. Порядок проведения игры.

Игра начинается со вступительного слова ведущего, который приглашает на сцену команды-участницы, представляет жюри игры, объясняет порядок и условия проведения игры. Члены жюри самостоятельно выбирают председателя, который следит за соблюдением правил игры и точностью подсчета результатов, принимают систему оценок. Ведущий приглашает капитанов команд для жеребьевки, которая определяет очередность представления команд.

Далее в течение 5—7 минут капитаны представляют свои команды, знакомят присутствующих с игроками, коротко рассказывая об их интересах и увлечениях, о профессиональных планах. После подведения итогов выполнения этого задания и занесения результатов на табло ведущий объявляет переход к следующему этапу игры.

Представители команд по очереди (согласно жеребьевке или по желанию) подходят к игровому полю, на котором предварительно разложены в конвертах все вопросы (приложение 1), и выбирают по одному вопросу команды-соперницы (для поддержания игровой ситуации использовать рулетку или юлу)

После того как будет задан вопрос, звучит гонг. Время на подготовку ответа определяется решением жюри в начале игры и может составлять 1—3 минуты. Первой отвечает команда, которая быстрее всех подготовила ответ. Если ответ неправильный (точность ответа определяет жюри), то предоставляется возможность дать ответ другой команде. В случае, когда игроки не знают ответа на вопрос или дают неверный ответ, ведущий обращается к болельщикам. Игра продолжается до тех пор, пока не будут заданы все вопросы.

4. Подведение итогов.

В конце игры жюри подводит окончательные итоги. Работа жюри строиться по трехбалльной системе оценки.

Представление команд:

3 балла — отлично;

2 балла — хорошо;

1 балл — плохо.

Оценка ответов на вопросы команд-соперниц:

3 балла — правильный и полный ответ;

2 балла — ответ не совсем точный;

1 балл — правильный ответ, данный болельщиками команды.

Если дан неправильный ответ или у команды и ее болельщиков нет ответа, балл не присуждается.

Правильный ответ зачитывается председателем жюри или представителем команды, на чей вопрос ребята не смогли ответить. Кроме того, по решению жюри могут начисляться дополнительные баллы за интересные или оригинальные собственные вопросы, за активность болельщиков и т.д. Команда-победительница определяется по наибольшему количеству набранных баллов. Победители награждаются призами.

Кроме того, при подведении итогов жюри может отметить лучшего игрока, самого активного болельщика и т.д.

Обратная связь осуществляется при помощи анкеты обратной связи. (Приложение 2)

Заключение

Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

Профориентационные игры и занятия создают благоприятные условия для углубления, творческого применения теоретических знаний на практике, способствуют выработке умений и навыков, развитию и дифференциации интересов, склонностей и способностей учащихся, что в конечном счете приводит к формированию устойчивой профессиональной направленности личности.

В ходе данной игры ребята  узнали названия новых профессий, прошли испытания на дружбу и взаимопомощь, научились быстро находить выход в трудной ситуации, повысили уровень осведомленности о мире профессий, о различных сферах труда, получили дополнительные знаний о своих профессиональных интересах, способностях и личностных особенностях.

Список литературы

1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» /Под ред. Н.В.Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007.

2. Овсянникова С.К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 362 с.

3. Пасечникова Т.В., Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению/ Методическое пособие – Самара: Изд-во ЦПО, 2010. – 57 с.

4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники

(8-11 конкурсы классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с

Приложение 1

Примеры вопросов по профориентационной тематике:

1. Вопросы с использованием «черного ящика»:

Вопрос. В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?

Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

2. Вопросы об известных людях, которые достигли профессиональных высот в самых разнообразных областях.

Вопрос. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел.

Ответ: Петр I — плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.

Источник: Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. I. М., 1995. С. 496.

Блиц-игра

(3 вопроса за 1 минуту, на обдумывание каждого вопроса 20 секунд)

Вопрос. Кто был профессионалом:

— в литературе и медицине (А.П.Чехов);

— в музыке и химии (А.П.Бородин);

— в литературе и дипломатии (А.С.Грибоедов).

Источник: Малый конкурсы с профориентационным энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Вопрос. Мальчик розу увидал,

Розу в чистом поле,

Аромат ее впивал,

Любовался вволю.

Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гете. В какой еще области человеческой деятельности известно его имя?

Ответ: в области естествознания, а именно ботаники. Гете —автор работы «Опыт о метаморфозе растений». В приведенном четверостишии, таким образом, дается подсказка «знатокам».

Источник: Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 299.

3. Вопросы с участием сказочных персонажей

Вопрос: Кем бы могли работать в наши дни:

— Волк из сказки «Волк и семеро козлят».

Ответ: пародистом.

— Красная Шапочка.

Ответ: социальным работником.

— Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин.

Ответ: коммерсантом, животноводом, председателем колхоза.

4. Вопросы с демонстрацией каких-либо предметов

Вопрос. На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон и ножницы. Представители какой профессии пользовались данными средствами в своей работе?

Ответ: цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец — за щеку).

5. Вопросы, связанные с историей профессий

Вопрос: В какую профессию сегодня превратилась профессия трубочиста?

Ответ: слесарь-водопроводчик.

Вопрос: Вынь на Волгу, чей стон раздается Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется,

То бурлаки идут бечевой.

Кем работают сегодня представители этой профессии?

Ответ: мотористами-рулевыми.

Источник: Мир профессий: Человек-техника. М., 1978. С. 290.

6. Вопросы на основе пословиц, поговорок, произведений живописи и литературы

Вопрос: Назовите профессию, имеющую место в современном производстве, определить которую поможет персонаж романа А.Дюма-отца «Королева Марго» Екатерина Медичи.

Ответ: профессия травильщицы, широко распространенная в современном химическом производстве.

Источник: 2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник. Минск, 1986. С. 391.

7. Вопросы-шутки

Вопрос: Какую профессию вы посоветуете выбрать двум очень разговорчивым женщинам, любящим говорить по поводу и без повода?

Ответ: профессию трепальщицы, которая широко распространена в современном ткацком производстве.

Вопрос: Что общего у ЭВМ с коровой?

Ответ: профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения).

Источник: 2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник. Минск, 1986. С. 286, 287.

Вопрос: Мы на закате с поля возвращались,

Ядреным потом стылый воздух пах.

У каждого обветренно качалась

По-за плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки?

Ответ: поэт.

8. Вопросы типа «Угадай профессию»

Вопрос: «Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию».

Ответ: дирижер.

Вопрос: Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские.

Ответ: профессия машинист и машинистка.

Вопрос: Представитель какой профессии управляет процессами: диффузией и ферментацией?

Ответ: повар, кулинар-кондитер.

Приложение 2

Образец анкеты обратной связи.

Представленная анкета предназначена для оценки прошедшего мероприятия. Ваши отзывы помогут повысить эффективность профориентационной работы.

Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив их на шкале.

0 – самая низкая оценка, 10 – самая высокая.

1. Мое настроение до мероприятия

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Мое настроение после мероприятия

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Насколько мне все было ясно и понятно

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Насколько мне было интересно

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Насколько комфортным для меня был темп мероприятия

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Спасибо за ответы!

15


Источник: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/mietodichieskaia-razrabotka-proforiientatsionnoi-ighry-turnir-znatokov-profiessii


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Интерактивный конкурс лучших сценариев профориентационных мероприятий Как поздравить с днем никаха


Конкурсы с профориентационным Конкурсы с профориентационным Конкурсы с профориентационным Конкурсы с профориентационным Конкурсы с профориентационным Конкурсы с профориентационным


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ