Рассказ как стих читать


Творческая Мастерская Алкоры

Жанр (от фр. genre - род) - это совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. В данной  подборке материала я хотела бы познакомить вас жанрами РАССКАЗ В СТИХАХ и ДРАМА В СТИХАХ.
ДРАМА - род литературы (наряду с лирикой, эпосом), который отличается от других способом передачи сюжета:  не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, где есть диалоги действующих лиц или лирических (ЛГ- как мы привыкли обозначать их на нашем сайте). 
Особенность жанра РАССКАЗА В СТИХАХ - это обязательность сюжета. В лирическом стихотворении сюжета (истории событий, раскрывающая содержание) как такового может и не быть: лирика предполагает изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Рассказ в стихах – обычно законченная по смыслу и  представляющая интерес для читателя история, где автор себя не выставляет на первый план, а выражает  свой взгляд косвенно -  через поступки и диалоги своих героев, описание сценок. 
Жанр рассказа более характерен  для прозы. Зарифмованная по деталям прозаическая история (что сплошь и рядом можно встретить на нашем сайте) часто выглядит убого: в ней нет авторского взгляда, нет поэтического языка, стихотворение – дитя старательной  рифмовки - выглядит слишком просто:  построено на простейших грамматических рифмах, лишено образности, поэтических размышлений и  мнений самого автора…  Это – пример плохого рассказа в стихах. Мало зарифмовать от кого-то услышанную и понравившуюся вам историю, притчу, легенду, надо еще написать ее поэтически -  выразительным, образным языком поэзии и обязательно внести нее что-то свое.
А теперь обратимся к истории развития поэтического творчества. 
Различают  понятия ПРОЗАИЗАЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО СТИЛЯ и ПРОЗАИЗАЦИИ (т.е. РОМАНИЗАЦИИ) СТИХОТВОРНЫХ ЖАНРОВ.
В первом случае речь идет о проникновении в традиционную поэтическую речь  элементов разговорного языка (лексики, интонационных и синтаксических конструкций). Процесс проникновения особенностей прозы в поэтический язык начался еще в пушкинскую эпоху, умелое взаимодействие «поэтического» и «разговорного» языка расширило стилистические возможности лирики, не меняя ее жанра.
Во втором случае речь идет о преобразовании жанра поэзии. Вместе с прозаизацией поэтического стиля происходит проникновение в поэзию не свойственных ей прежде прозаических жанров: появляются «рассказы в стихах», стихотворные фельетоны. Но  такой буквальный перевод прозаических жанров на стихотворный язык приводил поэзию не только к обретениям, но и к потерям:  грозил утратой особенностей поэтической речи.
В начале XX в., и прежде всего в творчестве И.Анненского, А.Ахматовой и в известной мере Блока и А. Белого, лирическая поэзия перешла от внешних жанровых и стилистических заимствований к глубинным внутренним преобразованиям поэтической речи и лирических жанров. Два основных признака этого процесса:
1) преобразование прозаического сюжета в лирический рассказ;
2) освоение лирикой разноречия -  непрямого, «оговоренного» слова.
Рассказ в стихах в творчестве И Анненского превращается во фрагмент новеллы, который самим поэтом назван «прерывистые строки»: им воспроизводится не последовательная цепочка сюжетных эпизодов, а единственный, как бы мгновенно выхваченный сюжетный фрагмент:
Как эта улица пыльна, раскалена!
Что за печальная, о Господи, сосна!
Балкон под крышею. Жена мотает гарус.
Муж так сидит. За ними холст, как парус.
Над самой клумбочкой прилажен их балкон.
"Ты думаешь - не он... А если он?
Все вяжет, Боже мой... Посудим хоть немножко..."
... Морошка, ягода морошка!..
"Вот только бы спустить лиловую тетрадь?"
- "Что, барыня, шпинату будем брать?"
- Возьмите, Аннушка! -
"Да там еще на стенке
Видал записку я, так..."
... Хороши гребэнки!
"А... почтальон идет... Петровым писем нет?"
- Корреспонденции одна газета "Свет". -
"Ну что ж? устроила?" - Спалила под плитою. -
"Неосмотрительность какая!.. Перед тою?
А я тут так решил: сперва соображу,
И уж потом тебе все факты изложу...
Еще чего у нас законопатить нет ли?"
- Я все сожгла. - Вздохнув, считает молча петли...
"Не замечала ты: сегодня мимо нас
Какой-то господин проходит третий раз?"
- Да мало ль ходит их... -
"Но этот ищет, рыщет,
И по глазам заметно, что он сыщик..."
- Чего ж у нас искать-то? Боже мой!
"А Вася-то зачем не сыщется домой?"
- "Там к барину пришел за пачпортами дворник".
"Ко мне пришел?.. А день какой?" - "Авторник".
"Не выйдешь ли к нему, мой друг? Я нездоров"...
... Ландышов, свежих ландышов!
"Ну что? Как с дворником? Ему бы хоть прибавить!"
- Вот вздор какой. За что же? -
... Бритвы праветь...
"Присядь же ты спокойно! Кись-кись-кись..."
- Ах, право, шел бы ты по воздуху пройтись!
Иль ты вообразил, что мне так сладко маяться... -
Яица свежие, яица!
Яичек свеженьких?..
Но вылилась и злоба...
Расселись по углам и плачут оба...
Как эта улица пыльна, раскалена!
Что за печальная, о Господи, сосна!
  рассказ        (И. Анненский «Нервы. (Пластинка для граммофона)» 1909г)
 На первый взгляд стихотворение производит впечатление бытовой зарисовки. Но смысл этого стихотворения совсем не в воссоздании уличной сценки. Стихотворение начинается и кончается возгласом лирического субъекта: «Как эта улица пыльна, раскалена! Что за печальная, о господи, сосна!» И это присутствие взгляда как бы из иного мира и в то же время не отчужденного, а сострадающего, сразу же поднимает  низкий жанр бытовой сценки. Внутренняя тревога, скрытая боль, проникающая в самые бытовые и приземленные реплики в сценке, оказываются средством создания особого типа «косвенного лиризма»: гротескные образы, образ уличного просторечия взаимодействует с голосом автора.
Преобразование «рассказа в стихах» в лирическое целое и, одновременно, романизация  лирического стихотворения, нашли еще более решительное продолжение в творчестве А. Ахматовой. Она отказывается от рассказа в стихах с развернутым повествовательным сюжетом, сосредоточившись на разработке новеллистического фрагмента. У Ахматовой выхватывается особая ситуация рождения оговоренного слова - ответа на чужую реплику или провоцирования чужого отклика:
 
Сжала руки под темной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
                   (А. Ахматова «Сжала руки под темной вуалью» 1911г)
Рассказ в стихах не всегда включает в себя диалоги и точную передачу разговорных реплик. Иногда это литературная обработка легенды или притчи, иногда - истории, свидетелем которой стал сам автор, но обязательно наполненная его личным авторским переосмыслением, выполнена поэтическим языком.
Приведу несколько разных по стилю письма произведений этого жанра, написанных авторами СТИХИ.РУ:
 1. Подражание античности: 5 стопный ямб с женской концовкой, белый, нестрофический стих с переносами.
Вы не найдёте в документах данных
Официальных, хоть жива легенда.
Простим историков и летописцев,
И графа Леофрика – о супруге
И репутации её он думал больше,
Чем о потомках, истине и прочем.
Нелёгкой жизнь английского народа
Была в то время.  Подданные графа
Страдали все от бремени налогов,
Им непосильных.   Граф рукою твёрдой
И жизнью управлял своей, и графством.
Мы знаем, что когда король английский
Велел ему жениться непременно,
Невесту рассказ как стих читать указав, граф отказался,
Ослушался его, за что немедля
Был помещён в тюрьму и тем наказан.
Другая, скромная, по сердцу графу.
И отсидев положенные сроки,
Граф в жёны взял красавицу Годиву,
16 лет ей было в это время.
……………….
              (Наталия Белоус. «Легенда о графе Леофрике и леди Годива»)
2. История из жизни, переложенная на стихи, написана в 3 лице
Она сейчас бы многое дала,
Нашёлся чтобы человек такой,
Который, позабыв про все дела,
Или запросто махнув на них рукой,
Приехал к ней бы... просто, без звонка,
И вытащил на улицу гулять,
Купил бы по дороге коньяка,
И в парке стал им душу исцелять...
Чтоб выслушал несвязный тот рассказ,
Чтоб не стеснялась перед ним рыдать,
Не думая, как выглядит сейчас...
Она бы всё сейчас могла отдать!
И в миг, когда истерика - в пике,
И сбилась речь, и слёзы - как река,
Тот человек провёл бы по щеке...
Какой бы нежной та была рука...
... Она сейчас бы многое дала...
Вся жизнь перед глазами пронеслась...
Бесстрашно к краю крыши подошла,
И, сделав шаг, на небо вознеслась...
         (Лариса Шахбазян «Вся жизнь перед глазами пронеслась...»)
3. (Вставлю, когда подберу интересный пример)
Итак, жанр поэзии - РАССКАЗ В СТИХАХ, соответствует всем основным требованиям к написанию поэтического произведения, но имеет свои ОСОБЕННОСТИ (все ниже перечисленные, часть из них или только первую):
- цельный, продуманный и законченный сюжет,
- наличие прямой речи (диалоги действующих лиц),
- история излагается автором от 3 лица или, если даже от 1 лица, то все равно от лица ЛГ, которого читатель совершенно точно не будет отождествлять с автором,
- продуманную композицию, законченность темы:  автор четко знает, что он хочет сказать своим рассказом, и осуществляет это (не путать с лирическими зарисовками, этюдами).

© Copyright: Творческая Мастерская Алкоры, 2012
Свидетельство о публикации №112082104525

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Творческая Мастерская Алкоры

Рецензии

Написать рецензию

Большое спасибо, у Вас много полезной и интересной информации!
Случайно открыл, стал читать и не мог оторваться!
Тема "Рассказ в стихах" особенно понравилась. В наше время редкий вид поэзии.
Не вымирает ли такая литература?
Спасибо Вам, хотя бы узнал об особенностях этого жанра.
Успеха Вам!
Илья Бек   26.11.2014 14:41   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

сейчас все вымирает, потому что прежде мы сначала читали о стихосложении и изучали в школе предмет "литература", а потом писали стихи. А сейчас мы ничего не читаем и ничему не учимся, но за всё беремся и все сразу же выкидываем "сотворенное" в интернет. Или издаем книгу и гордимся количеством своих книг. Тем более, что сейчас заплати издательству - и издадут ЛЮБЫЕ твои "стихи".
Алкора   26.11.2014 16:45   Заявить о нарушении

Все правильно, некоторые авторы понятия не имеют о правилах стихосложения, но зато уверены в собственной гениальности и особом видении нашего мира... такое воинственное невежество..
Наталья Рябова 4   09.01.2018 20:26   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Творческая Мастерская Алкоры

Авторы   Произведения   Рецензии   Поиск   Вход для авторов   Регистрация   О портале       Стихи.ру   Проза.ру


Источник: http://www.stihi.ru/2012/08/21/4525



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Рассказ «Стишок об осени» читать онлайн Новый сценарий на новый год детям


Рассказ как стих читать Рассказ как стих читать Рассказ как стих читать Рассказ как стих читать Рассказ как стих читать Рассказ как стих читать


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ